freya_victoria (freya_victoria) wrote,
freya_victoria
freya_victoria

Рената Салецл "(Из)вращения любви и ненависти"

Ще цікаві цитати з Ренати Салецл

"В современном мультикультурном мире терпимости последним бастионом, противостоящим самоуничтожающей ярости любви-ненависти, считается уважение к другому - от уважения к различным способам жизни в своем обществе через уважение к другим расам и народам до уважения к животным. <...>
Когда мы восхваляем потребность в терпимости и уважении в обществе, то возникает и следующий вопрос: какого типа других на самом деле терпят и уважают мультикультуралисты? Не являются ли эти привлекающие внимание другие - другими-жертвами? И когда другой перестает играть роль пассивной жертвы и начинает вести себя так, что вызывает у западного наблюдателя недоумение, то этот самый другой моментально получает ярлык врага - тоталитариста, фундаменталиста и т.д."

"Парадоксальным образом человек зачастую разрушает то, что более всего любит. Подобное случается не только в личной жизни; страстная привязанность к стране может привести к ее разрушению."

"Чтобы родилась романтическая любовь, реальное лицо не должно присутствовать; обязательным является лишь наличие образа. Поначалу Лакан определяет любовь с точки зрения нарциссических отношений субъекта: влюбиться - значит признать нарциссический образ, формирующий субстанцию я-идеала. Влюбляясь, мы помещаем человека, являющегося объектом наших чувств, в положение я-идеала. Мы любим этот объект за совершенство, которого стремимся достичь в нашем собственном я."

"Общий вопрос женщи, которых любят, таков: любит ли он меня за то, какая я есть, или за что-то другое?"

"Парадоксально, но таков предел любви - мы видим в другом не его самого, а то, чего в нем нет. Таковы условия любви."

"Когда политические лидеры признаются в любви к своей родине, то это всегда повод для беспокойства: ведь любовь эта может быть чревата разрушительными последствиями."

"Своей знаменитой теорией "покрывающих воспоминаний" [Deckererinnerung] Фрейд показывает, что память человека не адекватна действительным событиям, что она помогает ему покрывать забвением то, о чем он вспоминать не желает. Таким образом, то, что является важным, остается вытесненным, а то, что значения не представляет, оседает в памяти <...>
Субъект производит эти замещающие воспоминания ради спасения от других, травмирующих, воспоминаний с тем, чтобы история, которую он рассказывает самому себе, не теряла своей целостности.
В социальном контексте подобное вытеснение культурной памяти происходит постоянно. В Словении, например, христианские демократы отстаивают права матерей на трехлетний отпуск по уходу за ребенком; по их мнению, это должно повысить крайне низкий уровень рождаемости, решить проблему безработицы и, что самое главное, гарантирует детям родительскую заботу в столь важные для их развития годы. В поисках аргументов эти политики обращаются к образу счастливой семьи прошлого: люди тогда жили по преимуществу в сельских общинах, окруженные многочисленными домочадцами, а дети были окружены родительской любовью и вниманием, матери же не работали и могли целиком посвятить себя воспитанию детей. Очевидно, что подобного рода счастливых семей никогда не существовало. Вытесненные воспоминания - воспоминания о родительском безразличии, даже насилии, которое на самом деле характеризовало семью до прихода современного общественного уклада. В прошлом в сельских общинах дети воспринимались как необходимая рабочая сила и обращались с ними крайне плохо: пеленали их так, что они не могли даже пошевелиться, им давали алкоголь, чтобы они не кричали, их кормили вместе с прислугой и т.д. Парадоксальным образом в ностальгии по прошлому правого толка об этом насилии совершенно забывают."

"... людьми движет отнюдь не только лишь стремление к счастью, наоборот, особое наслаждение они могут находить в страдании. <...> Стремление же избежать страдания присуще как раз животным, чье существование определяется инстинктом самосохранения. Человека, как существо говорящее, отличает склонность к самоуничтожению, то есть, влечение к смерти."
"Пожалуй, человеку труднее выучиться собачьей самодостаточности, чем собаке выучить человеческий язык."

"Мы являемся свидетелями роста культурного релятивизма, запрещающего любого рода вторжение в другие культуры и отказывающего в существовании и применении представления об универсальных ценностях западной цивилизации. Эти релятивисты заявляют примерно следующее: "Мы допускаем, что в прошлом наша культура была империалистической, но теперь мы отказываемся от этого прошлого и идем навстречу культурным различиям; поэтому мы считаем, что так называемые "всеобщие" ценности нельзя навязывать другим".
Подлинная последовательность и логичность в защите культурного релятивизма потребовала бы от нас уверенности в том, что не нам судить и не нам противостоять тоталитарным режимам (фашистскому, сталинскому, исламскому фундаментализму и т.д.), поскольку все они возникли исторически при различных обстоятельствах, обстоятельствах отличных от наших. Культурные релятивисты вынуждены занять следующую позицию: "Мы не согласны, но не имеем права бороться с теми, чья культура отлична от нашей". Такую позицию в наши дни зачастую занимают западные правительства, сталкивающиеся с вооруженными конфликтами в разных странах мира, от Боснии и Руанды до уже забытой истории с Восточным Тимором (если вспоминать лишь наиболее жестокие события). Однако когда речь идет о таких странах, как Куба или Ирак, то культурные релятивисты превращаются в защитников всеобщих прав человека и совершенно забывают о праве кубинцев и иракцев определять их собственные ценности."

"Права человека были изобретены в эпоху Просвещения, когда субъект начал рвать связи со своей традицией. С этого времени немало копий было сломано в политической борьбе за создание никого не ущемляющих прав человека. Сегодня сам принцип прав человека предполагает уважение к субъекту, невзирая на его пол, возраст, расу и т.д. Таким образом, наше понимание уважения радикальным образом отличается от того уважени, о котором говорят защитники клитородиктомии. Они могут уважать только инициированную женщину, но не женщину вообще. Подобным образом в некоторых культурах женщину уважают только в том случае, если лицо ее скрыто под паранджой.
Современное понимание прав человека также включает в себя идею свободы выбора. Широко распространенное либеральное отношение к клитородиктомии включает, например, представление о том, что женщинам нужно рассказывать о мучительной природе этого ритуала, и, если образованная женщина будет по-прежнему настаивать на обрезании, тогда "просветителям" ее ничего не остается, как в бессилии сказать: "Ну что еще мы можем сделать... таков ее выбор". ... образование не просто обустраивает нейтральную территорию, на которой субъект может делать свой свободный выбор, но оно навязывает определенную господствующую идеологию. Подобным образом, но на другом уровне, этническая община, которой принадлежит субъект, налагает на него свои идеологические догматы."

"Молодежь обычно объясняет свою страсть к татуировкам и пирсингу желанием избежать давления господствующей индустрии моды. Средства массовой информации бомбардируют их эталонами красоты, и один из путей противопоставить себя насильственной идентификации - предпринять реальные меры, т.е. пометить тело так, что изменить этого уже нельзя."

"Нам всегда было известно, что Большой Другой - фикция и что люди, по крайней мере отчасти, притворяются, отправляя государственные, религиозные и семейные ритуалы. Большую часть времени мы верим только в то, что другие верят во все эти ритуалы, а сами мы следуем им, чтобы не обидеть этих самых других. Эта вера в веру других показательна на примере родителей, притворяющихся, что они играют в Деда Мороза, потому что в него верят дети. Однако, когда дети узнают, что Дед Мороз - просто выдумка, они все же продолжают верить в него, чтобы не обидеть родителей, которые по-прежнему верят, что дети верят в Деда Мороза."
Tags: литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Українські прислів'я і приказки

    Деякі прислів'я та приказки мають варіанти з маловідомими кінцівками, подекуди неочікуваними))) Можете спробувати вгадати :) "Язик доведе…

  • Аффтар (жжот): Arhistratig

    *** анфиса буферную зону имеет впереди себя что крайне затрудняет доступ к её загадочной душе *** ну да я обещал я помню но это же не прямо щас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments